Хабаровск, 10 февраля.
Правительство может усложнить схему субсидирования энерготарифов на Дальнем Востоке. Минэнерго предложило выдавать средства, собранные на эти цели с потребителей оптового энергорынка в других регионах страны, через региональные бюджеты. Это должно усилить контроль за целевым расходованием субсидии. Льготные энерготарифы должны начать действовать с июля, но есть риск, что до энергетиков они дойдут лишь через полгода: ФАС и правительству проект разрешает рассчитать выплаты для каждого региона ДВФО к ноябрю, сообщает ИА со ссылкой на «Коммерсант».
Минэнерго предложило механизм сбора и распределения дотаций для снижения энерготарифов на Дальнем Востоке, проект соответствующего постановления правительства размещен на regulation.gov.ru. В нем предусмотрена трехступенчатая схема: сначала дальневосточная спецнадбавка к цене мощности на оптовом энергорынке аккумулируется на спецсчете, затем они передаются как безвозмездный взнос в бюджеты регионов Дальнего Востока, а те уже передают ее как компенсацию заниженных тарифов местным энергосбытовым компаниям только предстояло разработать. В январе глава Минвостокразвития Александр Галушка оценивал снижение энерготарифов на Дальнем Востоке в среднем в 30% и суммарную экономию для потребителей до 40 млрд рублей.
Причины выбора трехступенчатой схемы с промежуточным перечислением собранных средств в бюджеты регионов в документе подробно не описаны. Сейчас практически вся энергетика Дальнего Востока подконтрольна «РусГидро», которое и будет распределителем собранной надбавки. В южных регионах ДВФО сбытом электроэнергии занимается входящая в группу «РусГидро» Дальневосточная энергетическая компания, в изолированных энергорайонах - другие компании холдинга («Колымаэнерго», «Якутскэнерго» и другие). Как отметили в Минэнерго, «устанавливается контроль за целевым использованием средств» (возложен на Минвостокразвития). В частности, предполагается получать информацию о размере и своевременности субсидий энергетикам, о динамике показателей, определяющих уровень инвестпривлекательности региона вследствие понижения тарифа.
Опыт усложнения контроля за субсидиями на Дальнем Востоке уже был: правительство в 2013 году сформулировало сложный механизм согласования за расходованием 50 млрд рублей, выделенных «РусГидро» из бюджета на строительство новых ТЭС в ДВФО, что стало одной из причин того, что средства долгое время лежали на спецсчете в ожидании результатов проверок и согласований. В «РусГидро» содержательных комментариев по документу не дали, отметив лишь, что принимают участие в дискуссии и надеются, что скоро будет выработано наиболее оптимальное решение.
При этом, судя по проекту постановления, выделение средств на компенсации в этом году может задержаться. Хотя и оптовая надбавка, и снижение тарифов начинают действовать с июля, ФАС должна представить суммарный размер надбавки для каждого региона ДВФО «не позднее 1 ноября». Не позже 15 ноября правительство должно его утвердить. Тем самым распределение компенсаций на этот год может затянуться (на следующие годы предполагается заблаговременный расчет надбавки). Наталья Порохова из АКРА не исключает, что в таком случае энергосбытам могут потребоваться достаточно дорогие краткосрочные кредиты.