«Дочка» «Газпрома» South Stream Transport заключила контракт на строительство первой нитки газопровода «Турецкий поток» со швейцарской Allseas Group. Подрядчик получил также опцион на укладку второй нитки морского участка, сообщили «Газпром» и Allseas. Стоимость контракта не раскрывается, представители сторон отказались от комментариев.
Allseas должна была строить вторую нитку газопровода «Южный поток», контракт с ней был подписан весной 2014 г. В отличие от договора с итальянской Saipem на строительство первой нитки он не был расторгнут после отмены проекта, объясняет человек, близкий к «Газпрому». «Контракт был адаптирован, чтобы можно было работать по «Турецкому потоку», – говорит он. Интерес к строительству «Турецкого потока» был и у Saipem, говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Другие претенденты не рассматривались, утверждает источник «Ведомостей».
«Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря в Турцию. Мощность каждой из двух ниток – 15,75 млрд куб. м газа. Первая нужна для поставок на турецкий рынок, вторая – в страны Южной и Юго-Восточной Европы.
Аllseas должна уложить по морскому дну более 900 км трубы «Турецкого потока». Она планирует использовать крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit. Одна нитка будет состоять более чем из 75 000 труб длиной 12 м каждая, говорил представитель South Stream Transport. Большая часть труб уже находится в болгарских портах Бургас и Варна. «Труб на складе достаточно для строительства первого трубопровода», – сказал представитель South Stream Transport. Их стоимость он не раскрыл. Allseas приступит к укладке во втором полугодии 2017 г., сообщил «Газпром». Завершить строительство обеих ниток концерн намерен до конца 2019 г.
Allseas участвовала в укладке «Северного потока» по дну Балтийского моря. Это подходящий подрядчик, имеет нужное техническое оснащение, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. В пользу компании могло сыграть то, что Allseas не стала отказываться от контракта, как Saipem, полагает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. В декабре 2015 г. Saipem потребовала в международном арбитраже от South Stream Transport около 760 млн евро компенсации, которую затем уменьшила до 679 млн евро плюс проценты, говорится в меморандуме еврооблигаций «Газпрома». Контракт с Saipem стоил около 1 млрд евро, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его мнению, контракт с Allseas «стоит немного больше». В сумму около 1 млрд евро оценивает контракт и Гривач.
Финансировать строительство морской части газопровода «Газпром» будет сам, говорил ранее в интервью телеканалу «Россия 24» председатель правления компании Алексей Миллер. В 2016 г. концерн планирует потратить на проект 23,5 млрд руб., следует из меморандума еврооблигаций. Строительство всей морской части может обойтись «Газпрому» в лучшем случае примерно в $5–7 млрд, если компания профинансирует проект самостоятельно, оценивал младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.