До доверительных отношений между властями и частным бизнесом, памятуя непростые и «темные времена», пока далеко. Но стороны, как свидетельствует новейшая история развития бизнеса в Беларуси, все-таки способны находить общие точки соприкосновения.
Насколько часто эта формулировка находит применение на практике? С этой целью мы выделили дюжину крупных проектов - шесть, в которых «нашли» друг друга белорусские власти и национальный бизнес, и шесть совместных бизнесов с участием государства и иностранных партнеров.
Государственно-частное партнерство - достаточно частое явление в одной из основополагающих отраслей экономики Беларуси - машиностроении. В отрасли реализуется несколько проектов, в которых коммуницируют государство и частные партнеры.
«Белтехэкспорт»
Один из старейших примеров успешного совместного бизнеса - спецэкспортер «Белтехэкспорт». В 1993 году его учредили Министерство обороны, Белорусское оптико-механическое объединение и частная компания «Сен-Ко». За «Сен-Ко» стояли белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев и поляк с американским паспортом Весли Михальчик.
Частные партнеры государства весьма успешно организовали масштабную распродажу арсеналов советского Белорусского военного округа, а потом - услуг по модернизации этого вооружения. Благодаря их усилиям, в 1996 году Беларусь впервые попала в первую десятку экспортеров оружия в мире, опередив, например, такие страны как Испания, Израиль, Канада, Австралия, Швеция. В числе крупнейших покупателей оружия из Беларуси оказались Перу, Венгрия, Алжир, Судан, Эфиопия, Ангола. На «Белтехэкспорт» пришлась значительная доля от этих поставок.
В 2000-годы часть ресурсов, полученных от продажи оружия, совладельцы «Белтехэкспорта» реинвестировали в важнейшие с точки зрения государства коммерческие проекты. В их числе были первая сеть GSM (velcom), один из первых интернет-провайдеров «Деловая сеть» и др.
«Амкодор»
В 2001 году государство, контролируя свыше 15% акций в холдинге «Амкодор», одобряет покупку акций у трудового коллектива и формирование контрольного пакета у группы частных инвесторов в главе с непальцем Упендрой Махато и белорусом Александром Шакутиным. В настоящее время свыше 51% акций одного из крупнейших в СНГ производителей дорожной и специальной техники находится у компании «Интерсервис», подконтрольной Александру Шакутину и Николаю Воробью.
Ставка на частный бизнес - фактически создание частно-государственного альянса на «Амкодоре» - оправдывает себя. Новые акционеры задали импульс развитию холдинга, освоили (в том числе, при господдержке новые направления) и увеличили капитализацию государственной доли, которая по-прежнему составляет 15%.
«Юнисон»
Белорусский бизнесмен Алексей Ваганов в 1990-е дважды становится партнером государства в амбициозных проектах в автомобилестроительной отрасли.
В 1997 году его компания «Лада ОМС» выступает соучредителем первого белорусского завода по сборке легковых автомобилей в стране («Форд Юнион») и первого проекта с участием иностранного инвестора в производстве грузовой автотехники («МАЗ-МАН»).
В совместном предприятии, созданном при участии Ford Motor Company, американцы получат 51% акций, правительство Беларуси - 26%, структура Алексея Ваганова - 23%. В «МАЗ-МАН» МАЗ станет владельцем 51% акций, МАN Nutzfahrzeuge - 39%, а «Лада ОМС» - 10%.
Партнерство окажется не таким эффективным, как изначально планировали стороны. В 2000 году Ford Motor Company выйдет из проекта, а компания будет переименована в «Юнисон». Под этим брендом государство и Алексей Ваганов (на некоторое время их компанию разбавит Виталий Арбузов) попытаются реанимировать проект по сборке легковушек. В настоящее время интересы партнеров, похоже, стабилизировались на контрактной сборке автомобилей для GM и PSA Peugeot Citroën.
В «МАЗ-МАН» «Лада ОМС» уже не присутствует. Как и МАЗ с МАN.
БАТЭ
В начале 2000-х годов государство в счет погашения из бюджета накопленных долгов увеличивает свою долю в крупнейшем белорусском производителе автокомпонентов - борисовском БАТЭ. Управлять своим активом власти доверяют частному миноритарию, совладельцу фирмы «Сталкер» Анатолию Капскому.
В 2011 году именно БАТЭ под его руководством, а не более мощный «Автогидроусилитель», становится ядром для создания холдинга в подотрасли. В состав холдинга «Автокомпоненты», руководителем которого также становится Анатолий Капский, входят 11 заводов, включая БАТЭ, «Борисовский завод «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард» и Борисовский завод агрегатов.
От экранов до опалубок
Несколько крупных проектов, в которых сошлись интересы государства и частного бизнеса, созданы в нескольких других отраслях. Мы выделим проекты в строительной отрасли и медиа-сегменте.
«Белзарубежстрой»
«Белзарубежстрой» - это компания, которая была создана в 2007 году для реализации инвестиционных проектов и поставок белорусской продукции на рынок стран Латинской Америки. Ее учредителями стали две частные структуры (эмиратская компания Alm Investments и «Трастбанк» Виктора Шевцова) и два государственных строительных треста - «Гомельпромстрой» и брестский «Стройтрест № 8».
«Белзарубежстрой» реализовала и реализует проекты в гражданском и промышленном строительстве в Венесуэле, Омане, Саудовской Аравии, Аргентине, Корее, ОАЭ, Германии, Австрии, Эквадоре. Также компания работает на внутреннем рынке. В 2015 году с участием австрийского партнера VST Building Technologies, «Белзарубежстрой» запустила в Кричеве новые производство цементно-стружечных плит.
«Второй национальный телеканал»
В 2002 году по указу президента был создан «Второй национальный телеканал» (бренд ОНТ).
Этот проект - редкий пример государственно-частного партнерства в медийной сфере. Владельцем контрольного пакета «Второго национального телеканала» является государство (Министерство информации - 51% и «Беларусбанк» - 29%), а 20% акций принадлежат частной телекомпании «Фабрика информационных технологий». «ФИТ» принадлежит Андрею Остроуху, который на начальной стадии формирования нового канала успел побыть генеральным директором ОНТ.
Высокотехнологическое партнерство
Партнерские проекты белорусского государства и иностранных инвесторов получили распространение в первую очередь в высокотехнологических областях. В конце 1990- начале 2000-х годов создавать первую сеть мобильной связи (velcom) белорусским властям помогали Владимир Пефтиев из «Белтехэкспорта» и Ид Самави - владелец швейцарской инвестиционной компании SB Telecom. В настоящее время реализуются несколько значимых проектов в телекоммуникационной отрасли.
«МТС»
В 2001 году, победив в международном тендера по отбору оператора второй сети GSM в Беларуси, на белорусский рынок вышла компании МТС российского миллиардера Владимира Евтушенкова.
Она стала и является совладельцем 49%-доли в компании «Мобильные ТелеСистемы», которая эксплуатирует мобильную сеть на территории Беларуси. Партнером россиянина на протяжении пятнадцати лет и владельцем контрольного пакета в совместном предприятии является государственная телекоммуникационная компания «Белтелеком».
BelCloud
В 2012 году владелец крупного российского транспортно-логистического холдинга «Н-Транс» Константин Николаев стал партнером Оперативно-аналитического центра при президенте Беларуси по реализации крупного инфраструктурного проекта.
Бизнесмен и его партнеры получили 49% в уставном капитале специально созданной компании «Белорусские облачные технологии» (becloud). Общий объем инвестиций в проект, целью которого является развитии новых телекоммуникационных систем (включая 4G-сеть), оценивается в 400 млн долларов.
«Капш Телематик Сервисиз»
С 1 июля 2013 года начала работу электронная система сбора платы за проезд BelToll. Ее владельцем является «Белавтострада», управляет работой BelToll компания «Капш Телематик Сервисиз» - дочка австрийского холдинга Kapsch TrafficCom.
Инвестиционный договор с Kapsch TrafficCom, которая контролируется Георгом, Кари Капш и членами их семьи, предполагает вложения австрийской стороны в создание сети платных дорог протяженностью 2743 километров в объеме 267 млн евро. Она возвращает их вместе с бонусами, занимаясь управлением системы BelToll.
Мозырский НПЗ
До 2001−2002 годов Мозырский НПЗ являлся примером партнерства на государственном уровне. С 1996 года его акционерами были белорусское правительство (42,757%) и компания «Славнефть» (42,581%). В свою очередь, российское и белорусское государство (у последнего - около 11%) контролировали «Славнефть».
В 2001-2002 году в Беларуси и России прошли приватизационные аукционы по продаже госдолей «Славнефти». Начинается новый этап партнерства по Мозырскому НПЗ - частно-государственный. В аукционах побеждают структуры Романа Абрамовича («Сибнефть») и Михаила Фридмана (ТНК-BP).
Однако сначала в 2005 году Роман Абрамович продаст свою долю «Газпром нефти», а в 2013 году Михаил Фридман - уступит пакет в «Славнефти» «Роснефти». Как итог: в настоящее время Мозырский НПЗ - снова пример партнерства на государственном уровне.
«Белвест»
В начале 2000-х годов немецкая компания Salamander объявляет о решении выйти из состава учредителей «Белвеста» и продать свой пакет в предприятии.
Пакет немцев в «Белвесте» (45%) предлагается потенциальным покупателям и в итоге его владельцем в 2003 году становится российская компания «Политекс» - крупный дилер «Белвеста», проработавший с белорусской фабрикой около десяти лет. Основным владельцем «Политекса» является Юрий Суманеев, который переезжает в Витебск из Москвы и возглавляет фабрику.
Гродненская табачная фабрика «Неман»
Табачная фабрика «Неман» в Гродно, несмотря на многочисленные предложения со стороны покупателей, осталась в руках государства. Но этот факт не помешал налаживанию выгодного сотрудничества с частным бизнесом, который вполне подходит под категорию государственно-частного партнерства.
Тренд задала в 2006 году британская BAT, инвестировавшая в модернизацию «Немана» и наладившая на фабрике контрактное производство сигарет сначала для внутреннего, потом для экспортных рынков. По такой же схеме сотрудничают с государственной фабрикой и другие известные мировые табачные бренды.